- Фореггер Ник. Мих.
-
ФОРЕ́ГГЕР (Грейфентурн) Ник. Мих. (1892—1939) — реж., балетмейстер. После 1918 пропагандирует в Москве новые формы массового агитац. иск-ва. В рамках "левого фронта" в 1920—24 организует и воглавляет "Мастфор" ("Мастерская Ф."), в к-рой, начав со словесно-песенных сатирич. сценок, переходит к постановке танцевальных сюит. Самой изв. из них стали "Танцы машин", где эффектно создавался обобщ. образ мощного механизма. В своих гротескно-эксцентрич. композициях Ф. активно использовал акробатику и бытовые движения. В 1924—26 ставит на эстраде ряд сатирич. и жанровых номеров: "Конструктивный гопак", "Америка с Лиговки", "Танец буденновской конницы" и др. Творчество Ф. 1920-х гг. оказало влияние на театр. формы представлений коллективов "Синей блузы", на эстрадные композиции К. Голейзовского и др. хореографов. В 1929—34 Ф. — гл. реж. Харьковского т-ра оперы и балета, где вместе с П. Кретовым ставит балеты "Ференджи" (1930, Б. Яновский), "Футболист" (1930, В. Оранский), "Дон Кихот" (1932, Л. Минкус) и др. В 1934—36 Ф. работает в Киевском т-ре оперы и балета, в 1938—39 возглавляет Куйбышевский т-р оперы и балета.
Н. М. Фореггер. Дружеский шарж

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.